НОТЫ НОСТАЛЬГИИ

 

В театре «Луны» народного артиста России Сергея Проханова с большим успехом прошла премьера спектакля «Ноты Нино Рота» - своеобразной пластической Композиции в постановке хореографа Олега НИКОЛАЕВА

 

Говорят, в строго упорядоченном хаосе мироздания порой мимолетно возникает замысловатая комбинация расположения планет, при которой энергия их взаимного притяжения превращается в дивную музыку сфер. Она неуловима для человеческого слуха. Но, быть может, отзвук этой музыки каким-то таинственным способом коснулся тонких пальцев итальянского музыканта Нино Рота, когда в съемочном павильоне Федерико Феллини он наигрывал на рояле пронзительные мелодии своих импровизаций. «Нота Нино», как называл эти музыкальные фантазии великий режиссер, гармонично вплеталась во все фильмы Феллини.

Творческий феномен итальянского кино середины прошлого века во многом стимулировал формирование не только художественных тенденций мирового киноискусства, но и мировоззрения нескольких последующих поколений в целом.

Об этом и о многом другом рассказал в своем спектакле «Ноты Нино Рота» его автор, режиссер и балетмейстер Олег Николаев. Рассказал на языке пластики, на языке музыки, ставшей зримой. И язык этот оказался прост и понятен, как просто и понятно все по-настоящему талантливое. «Ностальгия хореографа» - таков подзаголовок названия спектакля «Ноты Нино Рота». Ностальгия сама по себе штука опасная. Она легко может стать рефлексирующим, бесплодным воспоминанием прошлого, если лишена энергетики настоящего. Природа «Ностальгии хореографа» Олега Николаева иного рода. Она творчески активна и деятельна в своей благодарности той поре юности, когда разум и душа жадно впитывали в себя идеи и образы великих мастеров. Зрелое осмысление эмоционального воздействия их творчества и собственное мастерство самовыражения автора придают спектаклю шарм видимой легкости, когда все происходящее на сцене воспринимается на одном дыхании. За этой кажущейся простотой и легкостью стоят годы размышлений, годы совершенствования мастерства, гарантирующего уверенную свободу изложения авторских замыслов. Благодаря этому пластическая композиция «Ноты Нино Рота», состоящая из четырнадцати эпизодов, воспринимается как единое гармоничное целое. Логика режиссуры спектакля строго соответствует построению своеобразного попури из киномузыки композитора Нино Рота. При этом щемящая лирика музыкального ряда фильмов Феллини естественно переплетается с жесткой, мужественной партитурой «Крестного отца» Френсиса Копполы.

Поток ассоциаций, параллели между прошлым и настоящим, конкретика реальности и круговерть воображаемых видений не уводят в фантастическую заумь. Напротив, происходящее на сцене ясно в своей жизненной правдивости. Блеск и нищета, человеческая боль и радость, призрачность счастья и жестокость предательства - их приметы одинаковы на всех земных широтах и длинотах, во все времена. Девчонка из российской провинции, блуждающая в огромном столичном городе, в котором нет ей места нигде, кроме как на панели Тверской, под музыку Нино Рота, как из куцего платьица, выпрыгивает из своего убогого существования, чтобы трепетной итальянкой Кабирией брести дальше по пустынной дороге одиночества, на которой ей снова и снова будет мерещиться светлый луч надежды. А жизнь сегодняшнего звездного актера опутана паутиной быстротечных, ярких всплесков всеядной влюбчивости, как и у героя фантасмагории феллиниевской «Сладкой жизни».

Постановка спектакля «Ноты Нино Рота» стала настоящим творческим праздником для целой команды молодых актеров театра

«Луны». Рядом с заслуженной артисткой России Анной Тереховой и Михаилом Полосухиным, по-новому блеснувшими  в «Нотах», молодежь «Луны» сумела создать яркие, запоминающиеся образы. Все они интересны и своей раскрывшейся индивидуальностью, и органичной целостностью в партнерстве. 

Сегодня в Москве немало отлично вымуштрованных танцевальных групп и коллективов. И профессиональный хореограф Олег Николаев сильно рисковал, осуществляя постановку своей «Ностальгии» с актерами драматического театра. Дотошный критик легко мог бы найти повод порезвиться на этот предмет, припоминая бытующую у нас моду на «обмен профессиями» - ведь нынче никого не удивишь, «поющими» деятелями вовсе не вокальных искусств и тем более «танцующими» эстрадными дивами. Хореограф Олег Николаев не ставил перед собой задачу поразить зрителя отточенным совершенством современного танца и сознательно не изощрялся в усложнении танцевальных элементов. Он сумел заразить актеров обаянием своей ностальгии по фильмам Феллини, по музыке Нино Рота, проникающей в самую суть характера персонажей. Он доверился актерской интуиции и добился тем самым эффекта выразительности образов на уровне эмоционального, чувственного восприятия…

…Художник и время. Художник и восприятие его творчества. Проблемы, казалось бы, изученные во всех аспектах и в то же время неисчерпаемые. Творя, художник обращается к людям, делая их сопричастными своим идейным и эстетическим  стремлениям. Разнолико бывает это сопричастие. Порой глубоко противоречиво ведущее к сопоставлению и борьбе идей, эмоций. Порой оно активизирует собственные мысли и чувства воспринимающего. «Ностальгия» О. Николаева из этой последней категории.

 

АРИНА БОРИСОВА, писательница

"Тверская, 13" № 71 от 15 июня 2006г. 



Hosted by uCoz