Приговоренный к вечности
"Королевские игры ("Ричард Третий") в Центре имени Вс.Мейерхольда

В рамках Второго фестиваля "Открытая сцена", основная часть которого проходит на площадке Центра имени Вс.Мейерхольда, состоялась презентация оригинального фотопроекта. Несмотря на то что для его создателей - фотографа Ольги Кузнецовой и критика Алисы Никольской - фиксация театрального процесса является профессией, в самом проекте отсутствует театр в общепринятом понимании. А представленная история с полным правом может называться "фототеатром" и претендовать на открытие нового жанра, где взаимодействуют актерские индивидуальности, реальное пространство, смысловые и визуальные средства выражения.
Безусловно, "Королевские игры" - это спектакль. Разложенный на отдельные мизансцены, очень крепко связанные между собой. Но здесь нет привычных взаимоотношений "сцена - зал". Ведь обычно фотограф и критик отражают чужую режиссерскую работу. Здесь же есть попытка создать собственную. На представленных фотографиях подмостков нет вовсе - пространством служат реальные московские интерьеры. Выбранные неслучайно: дабы уйти от нарочитой театрализации, но обозначить принадлежность происходящего в кадре к житию средневекового короля, авторы придумывали самые причудливые места - от старинного парка до городских крыш, словно по мановению волшебной палочки превращавшихся то в мрачный королевский замок, то в страшное поле битвы, то вовсе в пространство "между небом и землей".
Однако главной является, конечно, сама история. В основе "Королевских игр" - фигура английского короля Ричарда Третьего. Персона спорная и не разгаданная по сей день, несмотря на тонны написанных исторических хроник, популярных романов и пьес. Проходя через смысловые наслоения и отказываясь от них за ненадобностью, авторы проекта сочинили собственного Ричарда. Не имеющего никакого отношения к сегодняшним сценическим трактовкам. Но, вполне возможно, похожего на исторический прототип. Ибо основной задачей было не оправдать или осудить короля английского, а познать его, попытаться проникнуть в тайники его души. Если угодно, встать на его место. В "Королевских играх" жизнеописание Ричарда Третьего рассказывается поступательно, от юности через формирование личности путем обстоятельств, к величию, мировому господству и, как следствие, духовному опустошению и гибели. Для воплощения облика Ричарда в проект были приглашены актер Театра им. Вахтангова Сергей Епишев и актер Театра Луны Михаил Полосухин. И выбор этот вполне оправдан: талантливых артистов в столице множество, но тех, в ком есть нечто большее, нежели просто мастерство и обаяние, - возможность достоверно передавать тончайшие движения души, не играть величие, но соответствовать ему, оказалось только двое.
Отголоски судьбы Ричарда Третьего видны в обстоятельствах жизни многих сегодняшних молодых людей. Тех, кто наделен достаточным умом, твердым характером, ответственностью и благородством души, но вынужден быть жестоким и при этом стараться сохранить себя. Неизбежно попадая на вершину мира, такие люди обречены на гибель, ибо они выбиваются из рутины окружающего мира. Мира, который они изменяют одним фактом своего существования.

Владимир Нечаев


Hosted by uCoz